МБДОУ "Детский сад №174"

История детского фольклора

Консультация  для воспитателей

Ещё в начале XIX века перед мыслящей Россией остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств. Многие исследователи обратились к фольклорному наследию народа. А.Глаголев, писавший о красоте и невинности обрядов, раскрывающих простоту и наивность русских людей, привлекает связанную с обрядом поклонения солнцу и культом деревьев детскую песенку. И.П.Сахаров стремился осветить все стороны национальной жизни. Мимо его внимания не прошли ни детские игры, ни поэзия пестования. В 1837 году в «Сказаниях русского народа» он публикует потешку, колыбельную песню, даёт описание нескольких детских игр, а в 1839 году в «Песнях русского народа» – четыре колыбельных песни.

В 30-е годы многие литераторы понимали уже педагогическую ценность фольклора. Произведения детского фольклора печатались в журналах «Звёздочка», «Маяк».

Большое влияние на педагогическую науку оказали идеи К.Д. Ушинского. В основе педагогической системы К.Д. Ушинского лежит идея народности. Педагогическая наука пробудила интерес к ребёнку, к его поэтическому творчеству, определила место детского фольклора в обшей системе воспитания.

В.И. Даль в своём сборнике «Пословицы русского народа» значительное место отвёл скороговоркам, загадкам, игровым приговорам, считалкам. Крупным шагом в развитии «фольклористики детства» (термин С.Н. Дурымина), стал сборник П.А. Бессонова «Детские песни». В нём представлены почти все жанры детского фольклора, от колыбельных песен и пестушек до больших песен и игр из репертуара подростков.

В 1930-е годы неоценимый вклад в организации собирания, издания произведений детского фольклора, его популяризации, имели труды О.И. Капицы. И в последующие годы до наших дней многие исследователи, учёные, этнографы уделяли внимание освоению детского фольклора, его классификации.

Значение детского фольклора

Всё многообразие мира дети младшего возраста воспринимают не так как взрослые. Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского фольклора. Поэтические произведения, многие столетия передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие детской эстетики.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Но у данной проблемы есть ещё ряд аспектов, без учёта которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.

Во-первых, большинство учёных к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, т.е. поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объём понятия «детский фольклор».

Во-вторых, то, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Конечно, это – не механический процесс. Всё заимствованное приспосабливается к детской среде, перестраивается по законам детской эстетики и тем не менее, может быть без соответствующих оговорок названо собственно детским творчеством.

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» Г.С. Виноградов.

Даже если ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре чётко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических, функций. Следовательно, изучение детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

Таким образом, детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

( «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий его мир, прежде всего – и легче всего, игрой» A.M. Горький.

Детский фольклор – это игра, движение и слово. Каждую потешку, прибаутку, приговорку и пр. мы с ребёнком обязательно обыгрываем. Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии. Благодаря этому ещё задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора, у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • акипкро
  • контент
  • спас-экстрим
  • надзор обр
  • барнаул
  • сервер гв
  • элуслобр
  • фскн россии
  • уполномправа реб
  • нокро
  • пнпо
  • тел доверия полиции
  • мои документы
  • акиац
  • госуслуги
  • осовак
  • право
  • профсоюз
  • дети онлайн
  • инфосистемы
  • минобр
Wordpress snowstorm powered by nksnow