МБДОУ "Детский сад №174"

История возникновения небылиц

Консультация  для родителей

На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением, и называлась она – небылица.

Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудкам».Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: «Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с бабами, избами, колодцами, кошками, курами и собачками вокруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель», на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:

Гром гремит по улице, едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!

Во многих небылицах используется прием «перевертывания» обычных ситуаций, доведения их до полной нелепости. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Крыши испугались,
Сели на ворон
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Известные авторы небылиц

Произведения Л. Кэрролла, Д. Хармса, К. Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А. Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.  Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт – Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной (теперь она носит имя Некрасова). Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!

В борьбе за сказку К. И. Чуковскому приходилось в 20-е годы постоянно сталкиваться с педагогами, которые утверждали, что сказка – это элемент буржуазной культуры, они развернули широкую кампанию под лозунгом «Кто за сказку – тот против современной педагогики». Педагоги Харьковской педагогической школы издали даже «научный труд» – сборник статей «Мы против сказки». Особенно много оскорбительного было высказано в адрес перевертышей – жанра детской поэзии, возрожденного.    Перевертыши были объявлены зловредными, затемняющими мозг детей. Эти «теоретики» сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может «бычка родить», деревня «ехать мимо мужика» и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши, утвердив это название и в литературоведении. Его сказка «Путаница» полностью состоит из перевертышей:

Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!

Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных: Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!»А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!» В основе сказки лежит борьба со злом: лисички взяли спички и подожгли море. Естественно, и здесь перевертыш остается перевертышем: крокодил тушит море «пирогами и блинами», «два курчонка поливают из бочонка» и т. д. Неожиданна и развязка: никому не удалось потушить море, лишь маленькой бабочке оказалось это под силу:

Крылышками помахала,
Стало море потухать
И потухло.

И опять все стало на свои места: «кошки замурлыкали», «лошади заржали», «мухи зажужжали» и т. д. А зверюшки «засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали.»

Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.. Чему учат небылицы?

 В детском возрасте дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусок молока и кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире» – писал о пользе небылицы Чуковский .

Для взрослого детские небылицы являются своего рода нелепицами, словесными абракадабрами, а для самого ребенка – смешными историями про то, чего не бывает на самом деле. Однако от этого становится еще интереснее. Необходимо отметить, что детские небылицы существуют в народе с незапамятных времен, а ведь фольклор сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая все бесполезное. Когда ребенок начинает постепенно открывать для себя закономерности окружающего мира, новые соображения, он начинает играть подобными понятиями, потому что только посредством игры можно понять маленькому человечку структуру мироздания.

Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.

Нелепицам, небылицам и перевертышам отводится особое место в детском творчестве – в них заключена необычайно притягательная для ребенка сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», – отмечал К. И. Чуковский(3). Дети действительно любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы.

Основная задача занятий по развитию речи – развитие речи учащихся. Одним из методов является применение дидактических игр. Которые развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививают им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям. Существует несколько вариантов дидактических игр, в которых за основу взята небылица.

Вариант 1. «Ошибки».

Простейшая возможность придумывать небылицы – это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».

Вариант 2. «Так бывает или нет».

Ребенку предлагают простейшие ситуации, а он отвечает, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «лодка по небу плывет», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».

Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, предлагают рассмотреть картинку, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. (комплект может быть любым: мебель, одежда, животные, птицы, рыбы, быт людей, но на каждой картинке изображается абсолютно не свойственное предмету действие) и ответить, так бывает или нет и почему.

Дети могут самостоятельно придумывать предложения, заключающие информацию о реальных или нереальных событиях. Игра может быть организована следующим образом: взрослый придумывает предложение, отражающее реальное событие, а ребенок, в ответ, – предложение с таким же событием, или наоборот.

Например:

  • Ночью ярко светит солнце.
  • Зимой в лесу все тропинки заросли травой.
  • Маяк освещает дорогу кораблям.
  • Весной прилетают перелетные птицы.

Вариант 3. «Вопросы и ответы».

Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.

Вспомните, как когда-то собирались за столом несколько закадычных друзей-подростков, брали в руки бумагу и ручки и начиналось «круговое творчество»: писали ответ на один из игровых вопросов, прятали его, закручивая бумагу, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос. и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.

Вариант 4. «Любопытный».

Играющие образуют круг. Водящий – «любопытный»- называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих – отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.

Вариант 5. «Сказки дедушки Корнея».

Любимый писатель детворы К. И. Чуковский, анализируя произведения устного народного творчества, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей. Почти все из них построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава.

Выводы:

Изучив материал, собранный мной о небылицах, я сделала следующие выводы:

  1. Небылицы – это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле и используется в народном творчестве.
  2. Основателями этого жанра на Руси были, скоморохи, – которые выступали на праздниках и ярмарках, играли на свирелях и гудках и смешили людей.
  3. В двадцатые годы детским писателям приходилось бороться за свои сказки – небылицы, а современные авторы широко использую их в своих произведениях.
  4. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.
  5. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • акиац
  • профсоюз
  • акипкро
  • инфосистемы
  • право
  • дети онлайн
  • нокро
  • минобр
  • пнпо
  • барнаул
  • тел доверия полиции
  • сервер гв
  • контент
  • осовак
  • надзор обр
  • фскн россии
  • уполномправа реб
  • спас-экстрим
  • госуслуги
  • мои документы
  • элуслобр
Wordpress snowstorm powered by nksnow