Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, вкусового восприятия)

Сенсорное воспитание направлено на развитие всех видов восприятия ребенка, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, об их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также на закрепление восприятого предмета и свойства в слове и формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами. Сенсорное воспитание предлагает развитие ориентировочно – исследовательских реакций и ориентировки на свойства и качества предметов. Сенсорное воспитание также развивает мышление, так как оперирование сенсорной информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. Важно, чтобы ребенок как можно раньше освоил все богатство ощущений для полноценной работы всех анализаторных систем, чтобы у него вырабатывались зрительные, слуховые, тактильные,  обонятельные и вкусовые ощущения.

Развитие зрительного восприятия.

Развитие зрительного восприятия начинается с формирования зрительного сосредоточения на определенном объекте. Взрослый стимулирует развитие зрительной фиксации сначала на лице взрослого, а затем на игрушке. В дальнейшем начинается тренировка согласованных движений головы и глаз, возникающих при плавном прослеживании глазами объекта. По мере продвижения оптического объекта (лицо взрослого, игрушки) необходимо чтобы ребенок поворачивал голову в направлении движения объекта. Для занятий подбирают игрушки, различные по цвету, величине, форме. Взрослый показывает ребенку какие действия можно с ними выполнять, и предлагает ребенку сделать это самостоятельно. Внимание ребенка привлекается не только к игрушкам, но и к окружающим предметам и людям. Для этого проводится различные игры («Прятки»).

После того как ребенок научится выделять и воспринимать предметы и игрушки, проводится работа по развитию ориентировки на величину, цвет и форму предметов по следующим этапам: 

  1. Сличение величины, цвета или формы («дай такой», «это такгй же»); 
  2. Выделение по слову величины, цвета или формы («дай красный», «дай большой», «дай круглый»); 
  3. Называние признака – величины, цвета, формы – ребеноком. 

При обучении детей различению предметов по форме могут быть предложены следующие задания: закрыть крышками различные по форме коробки, опускать фигурки в прорези, вставлять фигурки в пазы, раскладывать предметы в две емкости (в коробку – кубики, в миску – шарики). Результат практических действий взрослый обобщает словом. После этого ребенка учат выбирать предметы определенной формы из трех предложенных форм по речевой инструкции, учат выполнять первую группировку по основному признаку (по форме).

Наряду с развитием ориентировки на величину предметов. Ребенка учат брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками, опускать различные по величине предметы в две коробки: в одну – маленькие, в другую – большие. Далее выполняется задания с различными дидактическими игрушками: разбирать и складывать матрешку, собирать пирамидку с учетом величины колец.

Кроме того, проводится работа по развитию ориентировки на цвет. Ребенку предлагают игры и упражнения, направлены на выделение вначале желтого цвета: «Найди все желтые шарики», (в бассейне с шариками), «Привяжи к желтому шарику желтую веревочку», «Собери все желтые игрушки в желтый мешочек». При этом вначале осуществляется выбор желтого цвета из двух цветов, а затем из трех или четырех. После этого ребенка учат называть цвет, а далее выделять по очереди следующие цвета: красный, зеленый, синий.

Важным направлением в развитии зрительного восприятия является задания, направленные на соотнесение игрушки с ее изображением на картинке. Ребенка учат также выделять парные картинки. Проводится работа по формированию целостного восприятия предметов: ребенка учат собирать игрушки из двух частей, складывать разрезные картинки из двух, а затем из трех частей.

Развитие слухового восприятия

Развитие слухового восприятия начинается с формирования слухового сосредоточения на голос и звук. Для этого используют период, когда ребенок находится в эмоционально отрицательном состоянии, – период несильного плача или общих движений. Взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, добиваясь привлечения внимания ребенка и его успокоения.

Дальнейшее развитие слухового восприятия идет при формировании умения локализовать звук в пространстве. В качестве звуковых раздражителей ребенку предлагаются игрушки, звучащие по разному: громко, тихи, высоко или низко, пищащие, звенящие, а также различно интонируемый голос взрослого. Сначала предлагая ребенку озвученную игрушку, а затем разговаривая с ним, его учат прислушиваться к звучанию игрушки и голосу взрослого, а затем отыскивать их глазами.

Далее детей обучают дифференциации тембровой окраски и интонации голоса матери и чужих людей, используя при этом зрительные подкрепление. Параллельно ведется формирование других дифференцированных реакций: различение строгой и ласковой интонации голоса взрослого и адекватной реакции на них, дифференциация характера мелодии: веселой и грустной, тихой и громкой. С детьми проводятся специальные упражнения на формирование дифференциации звучания игрушек: дудочки, барабана, погремушки (выбор из двух). Особо важное значение уделяется развитию слухового внимания к речи взрослого.

Затем ребенка учат различать звучание музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, дудочка, металлофон – выбор из двух), формируют у ноге ориентировку на бытовые шумы (льется вода, звонит телефон, сыплется горох – выбор из двух), продолжают совершенствовать слуховое внимание, восприятие и фонематический слух. 

Развитие обонятельных и вкусовых ощущений

Начинать работу следует с наиболее сильных запахов. При сенсорной стимуляции запахами (кофе, цитрусовые, пряности, парфюмерия) желательно следить за выражением лица ребенка: как только он отреагирует на запах, необходимо убрать источник запаха и в зависимости от мимики малыша прокомментировать его ощущения. Когда реакция на резкий запах появляется без задержки, следует перейти к более слабым запахам. Стимуляция запахами включает в себя определение источника запаха, различение приятных и неприятных, сильных и слабых запахов. Можно учить определять по запаху съедобное – несъедобное, вкусное – невкусное.

Сенсорная стимуляция вкусовых ощущений включает в себя различение основных (доминатных) ощущений (сладко, кисло, горько, солено); продуктов различной консистенции (жидкость, пюре, крем, твердые продукты). 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *