Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?

Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие  восприятий,   представлений   об объектах, явлениях и  предметах окружающего мира.  От того,  насколько точно  малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

   Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга. Ранний  возраст – это    период приобщения ребенка к познанию окружающего  мира.  В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания о жизни  через   органы чувств.   

Развитие органов чувств  у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект  собой представляет, ребенку нужно прикоснуться  к нему или попробовать  на вкус. Только так он в данный  момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

     Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом;  успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

         – является основой для интеллектуального развития

        – упорядочивает хаотичные представления ребенка,

        полученные   при взаимодействии с внешним миром;

        – готовит к реальной жизни;

       – обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

       – развивает наблюдательность;

       – развивает внимание;

       – влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной

        и др. видов памяти.

       – позитивно влияет на эстетическое чувство;

       – является основой для развития воображения;

      – дает ребенку возможность овладеть новыми способами  

        предметно-познавательной деятельности;

      – обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

Игра – это ведущий вид деятельности маленького человека.

        Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного   источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу  познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем  возрасте связаны с определением свойств различных предметов.

       Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие  ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора.   

       В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит  разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда  и приходит на помощь сенсорное воспитание –  последовательное,  планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят  свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления  о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления  были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим:  цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер,  форму предметов путем зрительного, осязательного и  двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать  в речи слова – названия величин и форм. Одновременно с  формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу,  запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать  у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании  цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.  Главное составляющее полноценного развития детей в раннем  возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное  обсуждение  ребенка в школе. Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует  к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется  чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и подрожать   их различными действиями.

     Организуя работу с маленькими детьми необходимо учитывать следующее:

          – занятие с малышами должны быть основаны на

            подражании взрослому (его движениям, словам), а не

           на объяснении;

         – необходимо наличие эмоционального контакта между

           взрослым и ребенком;

         – в совместной деятельности ребенка и взрослого

          должны одновременно присутствовать элементы игры

         и обучения;

       – нужно многократно повторять материал, чтобы

        закрепить знания, умения и навыки;

        – уровень сложности материала должен соответствовать

        возрасту, задания следует усложнять постепенно;

        – длительность занятия должна быть в зависимости

        от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);

       – необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно

       используя их в разных ситуациях.

Ребенок может продуктивно заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно.

  1. Собери пирамидку. Конусная пирамидка — прекрасный тренажер, помогающий усвоить величину предметов. Сначала продемонстрируйте, как она собирается, сделав акцент на том, что нанизывание колец происходим в зависимости от их величины. Затем предложите повторить увиденное ранее действие самостоятельно. В случае ошибки обязательно объясните, что малыш сделал не так.
  2. Разложи кубики. Предложите ребенку выбрать из большого количества кубиков одинаковые по размеру и цвету, сложив их в разные коробочки.
  3. Найди твой цвет. Дайте ребенку 3 игрушки разных цветов. Попросите пройтись по квартире и найти предметы такого же цвета.
  4. Угадай на вкус. Нарежьте небольшие кусочки фруктов и овощей. Малыш должен с закрытыми глазами попробовать на вкус и назвать продукт.
  5. Угадай фрукт и овощ. В мешочек положите разные фрукты и овощи: яблоко, грушу, сливу, апельсин, огурец, помидор. Задача ребенка, опустив руку  в мешочек, нащупать содержимое и  угадать что это.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *