Сенсорное воспитание в умственном развитии детей раннего возраста

Сенсорное развитие – условие успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине и т.д. играет решающую роль.

В деятельности музыканта, врача, механика и других особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т.д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта) и диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправности работающего механизма (у механика).

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первая ступень которого – чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребенок, слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно – психического и всестороннего воспитания дошкольника. Чем младше ребенок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет важную роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания.

Дети данного возраста: (воспитатель сопровождает собственным показом на дидактическом материале)

– должны ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;

– ориентироваться в 3 и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа);

– собирать пирамидку по убыванию размера из 4 (5) колец контрастных величин;

– соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывать вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);

– начинать распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый);

– в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии, называть нарисованное.

На дому также должны быть созданы необходимые условия для выполнения поставленных задач:

– использование дидактических игр;

– ознакомление детей с цветом, формой, величиной.

Сначала необходимо учить различать величины и цвета, подбирая тождественные. Представление о цвете не связывать со словом. Предоставляются различные дидактические игры: «Грибочки по местам», «Подбери по цвету», «Собери бусы» и т.д. дидактический материал всегда вызывает у детей большой интерес, желание действовать. Они обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик». Такая же палочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Сначала необходимо использовать красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Затем постепенно можно вводить белый и черный. Для этого необходимо подбирать предметы и игрушки интенсивной окраски.

Игра «Нарядим солнышко» (панно на стене в группе, либо изготовленное из плотного картона) – детям показывают «обиженное солнышко», которое не нарядили к празднику. Детям предлагается подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. В этой игре используются и оттенки цветов. Но от детей не требуются знания названия цветов. Сюжетно – ролевая игра «Дом». Кукле в зеленом платье нужно налить чай в зеленую кружку и поставить ее на тарелку такого же цвета, кукле в синем платье…

Детей нужно учить узнавать цвет и по словесному объяснению. Используя тот же дидактический материал, необходимо найти предметы заданного цвета: «Подари желтый бантик. Возьми красный шарик. Надень синюю юбочку и т.д.

Для закрепления знания величин – большой и маленький – подбираются парные игрушки: мишки, зайки, матрешки…, как одинаковые, так и разные по цвету. Для наглядного ознакомления с формой предметов можно сконструировать панно с изображениями отдельных форм (квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник) и целых предметов для вычленения отдельных форм. Предметы также должны быть разнообразно окрашены. Конечно, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Для детей, которые хорошо усваивают программу, задания в дидактических играх необходимо усложнять (и наоборот).

В результате нашей совместной и систематической работы по развитию сенсомоторных способностей, дети овладевают способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, происходит совершенствование всех видов детской деятельности, начинают формироваться самостоятельность в познавательной и практической деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *